ВОЗДУШНАЯ СКОРОСТЬ ПОЛЕТА. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ

Воздушной скоростью полета называется скорость пе — ремещения самолета относительно воздуха. При этом различают истинную воздушную скорость и приборную скорость. Истинная воздушная скорость используется экипажем в целях самолетово­ждения. Приборная скорость используется летчиком для пилотиро­вания самодета.

Скорость полета является векторной величиной. Вектор воздуш­ной скорости в общем случае не совпадает с продольной осью са­молета. Его отклонение от продольной оси определяется углами а гаки и скольжения самолета. Однако в самолетовождении принято считать, что вектор воздушной скорости совпадает с продольной осыо самолета и лежит в горизонтальной плоскости. Такое допу­щение существенно не влияет на точность решения навигационных ыдач, особенно при выполнении горизонтального полета.

Приборы, предназначенные для измерения воздушной скорости полета, называются указателями скорости. Воздушную скорость принято измерять в км/ч и м/с.

Наиболее распространенным методом измерения воздушной скорости полета является аэродинамический (аэрометрический).

Аэродинамический метод измерения воздушной скорости осно­вав на замере давления встречного потока воздуха.

Ввиду большой скорости набегающего потока процесс обтека­ния самолета воздухом можно считать адиабатическим, т. е. прохо­дящим без теплообмена между частицами воздуха и деталями са­молета.

Для установления зависимости между скоростью полета и ско­ростным напором рассмотрим тонкую струю воздуха, протекаю-

V2 2 g

Б2 Рп-Яст

2£ Чн *

щего через сечения I и II (рис. 3.11). В сечение II поставим при-

ВОЗДУШНАЯ СКОРОСТЬ ПОЛЕТА. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ

Рис. 3.11. К аэродинамическому методу измерения воздушной ‘ ‘ скорости

 

Для горизонтальной струи зависимость между скоростью, дав­лением и плотностью воздуха в сечениях I и II характеризуется уравнением Бернулли:

 

ВОЗДУШНАЯ СКОРОСТЬ ПОЛЕТА. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ
ВОЗДУШНАЯ СКОРОСТЬ ПОЛЕТА. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ

(3.28)

 

ВОЗДУШНАЯ СКОРОСТЬ ПОЛЕТА. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ

При истинной воздушной скорости полета до 400 км/ч воздух практически не сжимается, то есть его удельный вес и внутреннюю энергию МОЖНО считать неизменными (yi = Y2 = Tя И Є=Є2).

Тогда уравнение (3.28) упростится:

 

(3.29)

 

 

Разность Рп—Рст называется динамическим давлением q. Выразим удельный вес воздуха ун через массовую плотность ря и ускорение силы тяжести g:

7 я = Р нё-

Подставив последнее соотношение в формулу (3.29), получим

Подпись: (3.30)<7 —Ря 2 •

Величина q носит название скоростного напора. Из формулы

(3.30) видно, что скоростной напор зависит от плотности воздуха и квадрата скорости полета.

Решив формулу (3.30) относительно V, имеем

ВОЗДУШНАЯ СКОРОСТЬ ПОЛЕТА. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ(3.31)

ВОЗДУШНАЯ СКОРОСТЬ ПОЛЕТА. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ

Выразим массовую плотность рн через значения статического давления воздуха Рн, абсолютной температуры воздуха на высоте полета Тн, газовой постоянной R и ускорения силы тяжести g

Подставив последнее выражение в формулу (3.31) и обозначив Ра —Рог, получим

ВОЗДУШНАЯ СКОРОСТЬ ПОЛЕТА. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ(3.32)

Из формулы (3.32) видно, что при малых скоростях полета для определения истинной воздушной скорости необходимо измерять динамическое давление, статическое давление и температуру воз­духа на высоте полета.

При переходе к истинным скоростям, превышающим 400 км/ч, необходимо учитывать сжимаемость воздуха. Сжатие воздуха у входа в приемник воздушного давления сопровождается измене­нием его удельного веса и внутренней энергии. Существует сле­дующая зависимость между внутренней энергией газа, давлением и его удельным весом:

ВОЗДУШНАЯ СКОРОСТЬ ПОЛЕТА. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ(3.33)

Подпись:7,— -— ищи ш л. и у і ^,UiHuv/iviruv і xj, і сі о a upn uuww/in-

cv

Подпись: Подставив выражение (3.33) в формулу (3.28), получимном давлении к удельной теплоемкости его при по­стоянном объеме (для воздуха к =1,4).

ВОЗДУШНАЯ СКОРОСТЬ ПОЛЕТА. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ
ВОЗДУШНАЯ СКОРОСТЬ ПОЛЕТА. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ

Ті

Т2

 

Подставив это выражение в формулу (3.35) и выполнив пере­множение в скобках, получим

 

Vі 2 g

 

1

 

ВОЗДУШНАЯ СКОРОСТЬ ПОЛЕТА. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ

к— І
к

 

ВОЗДУШНАЯ СКОРОСТЬ ПОЛЕТА. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ

Я

 

(3.36)

 

V—

 

+ 1

 

1

 

ВОЗДУШНАЯ СКОРОСТЬ ПОЛЕТА. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ

 

Считая величины к, g и R практически постоянными, на осно­вании формул (3.32), (3.36) и (3.37) запишем общую зависимость для истинной воздушной скорости:

V*=f(q, Яст, Тн).

В указателях приборной скорости измеряется только динами­ческое давление. Замер давления производится специальным чув­ствительным элементом. Указатели приборной скорости градуи­руются по формулам (3.32), (3.36) и (3.37) в предположении, что Кт = Л, = 760 мм рт. ст. и 7’н==7’о = 288° К. Следовательно, показа­ния такого прибора будут совпадать с истинной воздушной скоро­стью только на уровне моря. С подъемом на высоту статическое давление уменьшается, поэтому прибор будет давать заниженные показания.

В указателях истинной скорости измеряются два параметра: динамическое и статическое давления на высоте полета. Замер давлений производится раздельными чувствительными элементами. Указатели истинной скорости градуируются по формулам (3.32), (3.36) и (3.37) в предположении, что температура воздуха равна стандартной на высоте полета. Такой прибор показывает истинную скорость только в случае совпадения фактической температуры воздуха на высоте полета с ее стандартным значением. В против­ном случае он показывает скорость, близкую к истинной,